Батискаф



Нередко приходится слышать утверждение, что ближний космос мы знаем гораздо лучше океанских глубин. И это правда, достаточно вспомнить, что на планете уже сотни космонавтов, на орбиту начали летать туристы, а дна мирового океана в самой глубокой точке достигли всего два человека полвека назад. И это всё!
Столь грустное положение дел объясняется просто – вода в 800 раз плотнее воздуха и погружение на большие глубины сопровождается чудовищным увеличением давления. Если опустить обычную подводную лодку на глубину нескольких километров, океан её попросту раздавит.
Пришлось изобретать для погружения на океанское дно необычную подводную лодку. Удалось это сделать Огюсту Пикару, до этого построившему стратостат и покорившему с его помощью высоты до 22 000 метров. После воздушных подвигов неутомимый изобретатель принялся осваивать морскую стихию.
Пикар сконструировал и построил батискаф, взяв за основу доказавший свою надёжность стратостат. Вместо воздушного шара Пикар использовал ёмкость, наполненную бензином. Стальной баллон обладал небольшой положительной плавучестью, а заполнение близкой по плотности к воде жидкостью предохраняло от опасного сжатия. Снизу к баллону прикреплялась небольшая сферическая кабина для экипажа.
Форма шара была выбрана не случайно. Именно эта конструкция лучше всего сопротивляется огромному давлению толщи воды. Первый аппарат такой конструкции Пикар построил в 1948 году. Усовершенствованный аппарат «Триест» был готов в 1953 году.
Именно на батискафе «Триест» сын Огюста Жан Пикар и американец Дон Уолш достигли дна Марианской впадины в 1960 году. Это почти 11 000 метров. Во время спуска экипаж заметил небольшую трещину в стекле иллюминатора. Решили рискнуть и продолжить погружение. Аппарат не подвёл – батискаф благополучно доставил людей на дно океана.
Сборка по инструкции
Программирование
Суть программы:
Блок «Экран» используется в качестве переменной (ячейки памяти). По умолчанию в ней хранится значение «10», от которого отнимается текущее значение с датчика расстояния (целые числа от 0 до 10). Ответ передается в блок Мощность мотора. Чем выше поднимается батискаф, тем большая мощность подается на мотор.
Для закрепления предложите ученикам попробовать сделать программу наоборот – чем ниже батискаф, тем больше мощность (в блок Экран вместо «10» записываем «0», меняем знак с «-» на «+»).

Дополнительное задание:

Легенда:
В 1967 году на обитаемый глубоководный аппарат «Алвин» совершила нападение рыба-меч. Достигнув дна на глубине 610 м у берегов Флориды, аппарат потревожил этого жителя океана, отдыхавшего на песчаном грунте. Меч пронзил внешнюю полистироловую оболочку лёгкого корпуса и застрял в ней, не повредив проходящий рядом электрический кабель. Как выяснилось, рыбу привлёк свет иллюминатора.
Давайте попробуем воспроизвести эту ситуацию и решить проблему с нападением хищных рыб на батискаф. Для этого из оставшихся деталей соберем меч-рыбу, а датчик расстояния переставим так, чтобы он смотрел вперед, а не вниз.
Закончив со сборкой и модернизацией, напишите программу: пусть батискаф увидев рыбу-меч сообщит об этом текстовым сообщением на экране, напугает её громким звуком и, на всякий случай, изменит направление движения (мотор против часовой стрелки).

Комментариев нет:

Отправить комментарий